В работе над ценностным предложением и его зеркалом — потребительскими ценностями, мы предполагаем чаще всего, что их недостаточно или они не ранжированы.
Недостаточная ценность предложения действительно встречается на рынке весьма часто. Но куда большую проблему, особенно там, где компании могут позволить себе гибкость, представляет собой избыточное предложение.
Примеры, на самом деле, нас окружают. Тот же “городской автомобиль” — это борьба с избыточностью ценности “обычного” автомобиля, где не нужно много пространства, большой бак или особый комфорт, важный в дальних поездках.
Через призму избыточности можно посмотреть на производство и продажу продуктов питания, производство многофункциональных изделий, ресторанный бизнес.
Об избыточности ценности свидетельствуют хорошо развивающиеся на рынке монопродуктовые компании, появление фирм с выраженной специализацией и… выход на него непрофессиональных игроков.
Это объясняется тем, что компетенции требуются, чтобы добавить новый функционал продукту. Но на рынке усложненного, избыточного предложения — все функциональные модули уже есть. И всё, что требуется — убрать лишние и найти удачную комбинацию с решениями из других отраслей.
Т.е. избыточность предложения делает рынок доступным для неспециалиста. Это, например, сейчас заметно по рынку хлеба и кондитерских изделий, чувствуется на ресторанном рынке и прекрасно работает на рынке IT-решений и digital.
Поиск и освоение рынков с избыточной ценностью — это то, что расшатывает, трансформирует и развивает рынки, параллельно убивая большое количество “игроков по старым правилам”. И для того, чтобы это не произошло с вашим бизнесом, за маркерами избыточности — надо внимательно следить. Как и за своим предложением.
Конечно, это лишь еще один взгляд на предпосылки к переходу на стратегию (фокусированной) дифференциации. Но порой подобная смена “точки обзора” бывает очень полезной. Взгляд с иного ракурса может помочь найти что-то новое. А подход, когда вместо поиска “что не хватает для успешного бизнеса” мы пробуем найти, что мешает ему стать успешным — при своей неочевидности может дать крайне любопытные результаты 😌